icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Ульяновское время
10:28
Среда, 25 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Инструменты обучения. Вредит ли похвала прилежанию?

07:49 06.04.2024 16+
«Инструменты обучения». Вредит ли похвала прилежанию?

Вокруг похвалы немало стереотипов и полярных мнений: одни опасаются перехвалить, другие призывают быть щедрыми на похвалу. Где же здесь золотая середина? Есть ли вообще универсальный рецепт для всех детей?



Важно давать развернутую обратную связь по работе ребенка над заданиями, выделять сильные стороны работы, создавать ситуацию успеха для ученика. Но развивающая обратная связь это не просто очередной обязательный «режимный момент», это в каком-то смысле искусство и в большой степени – компетенция.

Главная трудность: похвала должна быть мотивирующей, работать на дальнейшее развитие и преодоление сложностей. Казалось бы, в чем тут трудность? Но оказывается, что дети разные, и одни и те же слова и интонации кого-то могут поддержать, а для кого-то станут дополнительной преградой. Основное отличие между детьми в установках.

Можно условно выделить две группы учащихся:

Первые не боятся совершать ошибки, пробуют новое, при неудаче прилагают еще больше усилий, сами ищут новые способы обучения, учиться им нравится, потому что интересно – просто мечта любого учителя!

Вторые беспокоятся о своем статусе, боятся им рискнуть, показаться глупыми, предпочитают выполнять задания, которые им заведомо посильны и избегают тех, в которых могут ошибиться. Цель реального обучения у них на втором плане.

Слова, которыми мы хвалим учеников, могут влиять на то, как развиваются установки детей и какие установки становятся для них главными.

Похвала за ум даёт ученику повод гордиться собой, однако дальше несёт много негативных последствий для обучения. Вместо мотивации к познанию даёт негибкое сознание и поощряет тревожность. Ход (совсем не обязательно осознанного) рассуждения примерно такой: «обычно я выполняю задание без усилий = меня считают умным = нужно поддерживать такое впечатление о себе и не рисковать, не брать сложные задания = стараться нужно только тем, кто недостаточно умен». Да, выполнение шаблонных заданий безопасно, но гарантирует отсутствие развития.

С отстающими учениками ситуация еще печальнее, так как похвала за ум одних, автоматически дискредитирует усилия других: «Вася выполнил это задание быстрее меня, вот он умный, ему математика дается, а мне нет. Скорее всего это просто не мое. И нет смысла пытаться ее понять, ведь я все равно не буду таким, как Вася».

Какая альтернатива?

Похвала за старания, за процесс даёт ученику мотивацию стараться узнавать новое, трудиться, прилагать усилия, экспериментировать. Давать ее можно, например, так:

Ученик прав, задание легкое: «Это задание было достаточно легким для тебя. Давай-ка сделаем что-то более сложное, чтобы ты научился чему-то новому для себя».

Ученик ошибся, независимо от сложности задания: «Надо постараться еще. Давай вместе поработаем над тем, что тебе непонятно».

Ученик ошибся снова: «Ты проявляешь много упорства, меня это очень радует. Ты уже разобрался с , осталось понять ».

Ученик показал положительную динамику: «Ты хорошо постарался и достиг более высокого результата!»

Основная задача такой похвалы – показать, что усилия ценны.

Дополнительно можно почитать Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».

962

Оставить сообщение: